Технология IP телефонии

технология ip телефонии

IP-телефония (или VoIP – от английского словосочетания «Voice over IP», которое переводится на русский язык как «Голос через IP») — это совокупность коммуникационных технологий для осуществления телефонной связи по IP-протоколу. IP-телефония позволяет организовывать голосовое и видеообщение через Интернет или другие IP-сети.

IP-телефония сегодня широко распространена как среди частных, так и среди корпоративных пользователей. Первые используют специальные программы для звонков и видеообщения через Интернет (Skype, приложения в социальных сетях), которые не требуют наличия специального оборудования, кроме мобильного или стационарного ПК с микрофоном. Корпоративные клиенты чаще прибегают к услугам провайдеров IP-телефонии и приобретают специальные устройства (IP-АТС, IP-телефоны) и программное обеспечение для звонков через Интернет.

Где используется VoIP-телефония?

 

В частной жизни. Наиболее востребованной IP-телефония является у тех пользователей, кто часто совершает международные и междугородние звонки. Также технология передачи голоса по Интернету находит широкое распространение в населенных пунктах, не охваченных аналоговой телефонной сетью в силу природных, географических, социальных или других причин.

В бизнесе. Активнее всего VoIP-телефония используется организациями, которые предлагают товары и услуги конечным потребителям, а, следовательно, располагают собственными отделами телемаркетинга, телефонными службами поддержки. Телефонная связь по Интернету востребована у компаний с широкой филиальной сетью, а также у тех, кто работает с потребителями и поставщиками за пределами своего региона или своей страны, часто отправляет сотрудников в дальние командировки.

Принцип работы

 

Технология IP-телефонии подразумевает оцифровку и сжатие звука, его передачу по сети Интернет или другой IP-сети, обратное преобразование в голосовой сигнал и трансляцию собеседнику. Для пользователя общение с использованием IP-телефонии ничем не отличается от обычного звонка по телефону.

Преимущества IP-телефонии

 

  • Удешевление междугородней и международной связи. Цены на звонки в другие города и страны с использованием IP-телефонии в разы дешевле, чем при использовании аналоговой телефонной связи. Это особенно важно для организаций с большой филиальной сетью или централизованной службой поддержки, обслуживающей клиентов из разных точек страны и мира.
  • Простота подключения. Организовать IP-телефонию можно на любом объекте, где есть доступ к Интернету со скоростью от 1 Мб/сек. Создание дополнительного канала связи или прокладка кабельной линии, как при подключении к аналоговым телефонным сетям, не требуются.
  • Высокое качество связи. Голос при передаче по IP-протоколам практически не искажается, а задержка трансляции речи составляет не более 250 миллисекунд – такой временной промежуток человеческий мозг не распознает, поэтому для собеседников разговор осуществляется в режиме реального времени. Развитие интернет-технологий позволило практически полностью избавиться и от главной проблемы VoIP – потери пакетов данных.
  • Мобильность абонента. IP-телефония позволяет абоненту оставаться на связи по одному номеру, находясь в любой точке мира. Совершать звонки и отвечать на них можно с любого устройства, подключенного к Интернету: ПК, мобильного телефона, IP-телефона.
  • Широкий набор функций. Помимо передачи голосовых данных IP-телефония позволяет организовывать видеообщение абонентов, подключать автоответчик и голосовое меню, вести запись разговоров и т. д.

Виды соединений, используемые в IP-телефонии

оборудование IP телефонии

Компьютер – компьютер. Это самый простой вариант организации телефонной связи через Интернет. Для него необходимы только мобильный или стационарный ПК со звуковой картой, наушниками и микрофоном и специальное ПО.

Компьютер – телефон. В такой схеме вместо одного из компьютеров используется IP-телефон, мобильный телефон с доступом в Сеть или стандартный аналоговый телефон, подключенный к Интернету через специальный адптер/шлюз, который оцифровывает, сжимает и разделяет исходящий голосовой сигнал на пакеты, чтобы отправить их в компьютер-приемник, а также переводит в голосовой сигнал поступающие с компьютера-приемника данные.

Телефон – телефон. В такой схеме интерфейсом обоих собеседников выступает стационарный или VoIP-телефон. При использовании аналогового аппарата пользователь подключается к шлюзу провайдера, набирая персональный цифровой код.

Оборудование и программное обеспечение для IP-телефонии

 

IP-шлюз/IP-адаптер. Это устройство, с помощью которого аналоговое телекоммуникационное оборудование подключается к сети передачи данных по IP-протоколу. Шлюз осуществляет оцифровку, сжатие и разбитие на пакеты исходящего голосового сигнала и перевод в голосовой сигнал входящих данных. IP-адаптер – упрощенный и более дешевый аналог IP-шлюза с меньшим числом телефонных портов (не больше 10), обеспечивающий менее высокой качество связи.

IP-АТС. Основная функция этого оборудования совпадает с функцией IP-шлюза. Однако IP-АТС обладает и другими возможностями, в число которых входят:

  • многоканальная связь;
  • связь в режиме конференции (разговор 3 и более пользователей на одной линии;
  • распределение входящих вызовов, в том числе с персональными настройками по времени;
  • перенаправление звонков;
  • удержание входящих вызовов;
  • перехват звонков;
  • автоответчик;
  • запись звонков;
  • статистика и тарификация вызовов;
  • громкое оповещение о входящих звонках и т. д.

VoIP-телефон. Это аналог стандартного стационарного телефона, но для передачи голосовых сигналов через Интернет ему не требуется адаптер. VoIP-телефон может иметь встроенный коммутатор или подключаться к компьютеру через USB-разъем. Как и цифровая АТС, IP-телефон обладает расширенным функционалом: может отправлять текстовые сообщения, использоваться для голосовых конференций, видеосвязи, имеет встроенный автоответчик и т. д.

Софтфон. Это программное обеспечение, позволяющее совершать телефонные звонки по IP-протоколу с обычного компьютера или мобильного устройства, подключенного к Интернету. Дополнительного оборудования, кроме наушников/аудиоколонок и микрофона, не требуется. При наличии у собеседников веб-камер софтфоны позволяют проводить сеансы видеосвязи.

качество и ассортимент услуг IP телефонииКачество и ассортимент услуг IP-телефонии растут с каждым годом, а стоимость звонков, напротив, снижается. Если раньше аналоговая телефонная связь выглядела привлекательнее из-за дорогого оборудования для VoIP и интернет-трафика, то сегодня для частных звонков через Интернет можно использовать самый недорогой смартфон или обычный ПК, а доступные безлимитные тарифы есть у всех операторов. Именно поэтому будущее – за IP-телефонией.